Россия и афонские монастыри

Истоки духовного единства России и Афона уходят в глубокую древность, первые контакты начались уже вскоре после возникновения на Святой горе Афон общежительных монастырей: Лавры св. Афанасия, Ватопеда, Хиландара, Ивера. Во времена расцвета монастыря Богородицы Ксилургу, в начале XI в., на Святую гору из Любеча прибыл юноша именем Антипа, который, согласно преданию, принял постриг в этом монастыре и в монашестве получил имя Антоний. Вернувшись на Русь, по благословению святогорского игумена, он положил начало Киево-Печерской лавре – первому монастырю на территории Руси, и прославился как «первоначальник» русских иноков Антоний Печерский.

На протяжении столетий русская церковная жизнь, культура, искусство питались идеями, рождавшимися в афонских монастырях и примерами святого подвижничества. Афон был для Руси центром книжности и православной духовности. Интерес к Афону, его монастырям, общежительной жизни, хранящимся там святыням отразился в описаниях XV–XVII вв. Так, в рукописной книге третьей четверти XV в. «Хождение Зосимы в Царьград, Афон и Палестину» содержится описание афонских монастырей. В составе русских богослужебных книг сохранились жития преподобных святогорских отцов – Афанасия Афонского, основателя Великой Лавры, главного монастыря на Афоне, и Петра Афонского, проведшего на Святой горе долгие годы в одиночестве и молитве.