Русские паломники на Святой горе Афон

С XIX столетия наряду с Иерусалимом Афон становится местом постоянного паломничества, куда устремляются и духовные, и светские лица. Немаловажное благотворное влияние на положение русского братства на Афоне оказали посещения Афона царственными особами – членами дома Романовых, особенно в сложные времена взаимоотношений греческого и русского монашества, когда последним приходилось испытывать ущемление законных прав в ряду проблем юридического, экономического, имущественного и богослужебного характера. В дневниках великих князей есть упоминания, а иногда и обширные описания посещения Греции, в том числе Афона. Среди путешествий августейших особ необходимо выделить поездки в этот регион великих князей Романовых. Так, в 1845 г. отец греческой королевы Ольги великий князь Константин Николаевич совершил путешествие по Греческому архипелагу. Помимо писем и записей в дневнике великий князь оставил собственноручные зарисовки своего плавания, среди них и два изображения Святой горы. В 1867 г. Афон посетил великий князь Алексей Александрович, а в 1875 г. великий князь Константин Константинович. Находящиеся на хранении в Государственном архиве Российской Федерации в личных фондах августейших особ письма, дневники, записные книжки являются ярким примером интереса к Афону, что, безусловно, способствовало укреплению связей.

В XIX в. возможность попасть на Афон для подданных России значительно облегчилась и число русских иноков начало быстро расти. С 1882 г. регулярную отправку паломников стало осуществлять Императорское Православное Палестинское общество. Особое место среди них занимали монашествующие главного русского духовного центра – Троице-Сергиевой Лавры и подведомственных ей монастырей.